Методика проведения тематической экскурсии
Цель: ознакомление учащихся со спецификой экскурсии как одного из возможных путей изучения профессии и сбора информации для составления профессиографической характеристки.
Задачи:
- подготовить учащихся к восприятию и сбору профессиографической информации на предстоящей экскурсии;
- разработать план наблюдений;
- ознакомить с правилами поведения, обеспечивающими безопасность во время экскурсии.
План проведения экскурсии
1. Подготовка учащихся к проведению экскурсии.
2. Ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами поведения во время экскурсии.
3. Проведение экскурсии.
4. Обсуждение вопросов, касающихся оформления материалов по итогам профессиографической экскурсии.
5. Задание на дом. Продумать план составления профессиографической характеристики одной из профессий, с которой вы познакомились во время экскурсии.
6. Итоговая беседа после проведения экскурсии.
Методический материал для проведения экскурсии
на предприятия, учреждения, организации
Чтобы экскурсия была интересна учащимся, необходим выбор объекта для ее проведения. Это может быть предприятие обслуживания населения: почта, парикмахерская, магазин, аптека, ателье; промышленное или сельскохозяйственное предприятие (завод, фабрика, мастерская, электростанция), стройка и т.д.
Приведем пример организации и проведения экскурсии на строительный объект. До начала экскурсии класс можно разделить на несколько групп, которые получают конкретные задания. Например, первая группа должна наблюдать, где на строительстве используется древесина, вторая – где используется стекло, третья – где используется кирпич, бумага и т.д. Во время экскурсии учащиеся собирают небольшие образцы строительных материалов. Одновременно получают задание понаблюдать за трудом людей, работающих с этими строительными материалами. В ходе экскурсии учитель обращает внимание ребят на людей, работающих с ними, называет их профессии: каменщик, стекольщик, крановщик и т.д. Можно провести экскурсию и на строительную площадку. Ее можно посвятить знакомству с основными этапами стройки, сообщить учащимся некоторые сведения о механизации строительных работ.
Учитель рассказывает учащимся о том, что дом «задумывается» в проектной организации; конструкции, из которых будет возводиться здание, изготавливаются в цехах домостроительных и деревообрабатывающих комбинатов. Любая стройка крупного жилого здания ведется в определенном порядке. Сначала проводятся подготовительные работы, куда входит закладка фундамента и подведение различных коммуникаций. Затем следуют строительно-монтажные работы, начинающиеся с устройства рельсовых путей для башенного крана, его сборки и организации склада для хранения строительных конструкций и материалов. Завершаются строительно-монтажные работы отделкой и установкой строительного оборудования: труб для подачи горячей и холодной воды, мусоропровода, канализации, освещения, радиотелефонной связи, лифта. Всю тяжелую работу на стройке выполняют машины: экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, транспортеры, самосвалы, бетономешалки, вибраторы, дорожные катки и т.д.
Учащимся даются конкретные задания, которые они должны выполнить во время экскурсии:
- внимательно понаблюдать за строительными работами и определить этап стройки, который они составляют;
- определить, какие еще виды строительных работ нужно выполнить для завершения строительства;
- записать названия механизмов, применяемых для облегчения строительных работ и рассказать об их назначении;
- понаблюдать за специалистами, работающими с механизмами, подумать, как называются их профессии.
Непосредственные наблюдения за работой людей, сведения о различных профессиях, полученные школьниками во время экскурсии, способствуют профессиональному самоопределению и тем самым вносят существенный вклад в подготовку подрастающего поколения к труду.
Встреча с представителем профессии как один из путей познания профессии
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его тесного содружества с родителями учащихся. В профориентационной работе содружество с семьей очень важно, потому что родители наиболее заинтересованы в профессиональном самоопределении детей.
Организуя встречи с представителем профессии, в первую очередь нужно ориентироваться на то, чтобы пригласить в класс родителей, так как именно они являются представителями разных профессий.
В ходе беседы специалиста с учащимися необходимо рассказать не только о социально-экономической значимости профессии, производственной технологии, но и о факторах, обуславливающих успешность профессиональной деятельности; показать, какие интересы и склонности человека могут найти применение и развитие в данной деятельности, какой уровень знаний и какие психологические качества личности имеют важное значение в решении профессиональных задач, какие требования профессия предъявляет к здоровью человека и т. д.
Чтобы встреча прошла более продуктивно, необходимо создать условия для повышения активности и самостоятельности учащихся. Встречу можно провести в форме пресс-конференции. Во избежание беспорядочности в постановке вопросов и их дублировании можно распределить вопросы между группами учащихся.
Примерный перечень вопросов для интервью со специалистом
- Что повлияло на ваш профессиональный выбор?
- Где вы получали профессию?
- Что знали об этой профессии до начала подготовки?
- Опишите ваш рабочий день.
- В каких условиях вам приходится работать?
- Какими должны быть интересы человека вашей профессии?
- Положительные и отрицательные стороны вашей профессии.
- Какой профессиональный путь вы прошли?
- Каков профессиональный рост в этой профессии?
- Какие перспективы развития этой профессии?
Встреча со специалистом важна для профессионального самоопределения. Полученную во время встречи информацию учащиеся могут использовать для анализа и оценки индивидуальных особенностей своей личности, профессиональной пригодности к данной деятельности, соответствия своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья условиям и требованиям профессиональной деятельности.
«Различные возможности Интернета»
Как известно, школьный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, научной, методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют различные способы использования технологий Интернета, дающих возможность получать, передавать, систематизировать и обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию.
Очевидные преимущества внедрения технологий Интернета в работу педагога:
– стать проводниками новых знаний и технологий;
– проводить учебные занятия по своим предметам с использованием ИКТ;
– повысить собственный профессиональный уровень и уровень своего учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству через WWW и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области;
– активно обмениваться опытом с коллегами из регионов;
– коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы;
- своевременно знакомится с актуальной инфоромацией по различным вопросам, (в том числе профориентационным).
То есть, Интернет дает возможность утолить любознательность в море информации, изучить научные эксперименты и обучение в ведущих университетах мира, улучшить методику преподавания и обмен передовым опытом среди преподавателей, расширить общение с единомышленниками, проживающими в разных уголках земли - это и многое другое коренным образом изменит школьное образование.
В качестве основных достоинств Сети можно отметить следующие:
– Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;
– высока скорость манипулирования огромными массивами данных;
– доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;
– возможен поиск данных, необходимых конкретному пользователю;
– открыт доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;
– существуют большие возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука.
Актуальные сайты профориентационной направленности:
www.mintrud.gov.by - сайт Министерства труда и социальной защиты
http://edu.gov.by - сайт Министерства Образования РБ
http://rcpom.edu.by-сайт Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи
http://proforientaciy.ucoz.ru - виртуальный кабинет по профориентации ГУО СШ №25 г. Витебска
http://proforientaciy.ucoz.ru- банк профессиограмм , справочные материалы по ВУЗам и СУЗам Республики Беларусь, информационные материалы для профориентации и для информационных стендов
http://www.abiturient.by - каталог ВУЗов и специальностей, информация приемных комиссий ВУЗов, о переподготовке и втором высшем образовании.
http://www.kudapostupat.by - электронный справочник абитуриента с информаций о ВУЗах и СУЗах Республики Беларусь, о проходных баллах, днях открытых дверей, словарь «профессии и специальности».
http://www.obrazovanie.by – представлен каталог образовательных услуг, а также справочник для поступающих в ВУЗы.