«УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», приглашает абитуриентов для поступления на экономические специальности I и II ступеней высшего образования.
Адрес: г. Гомель, пр-т Октября, 50
Тел. +375 (232) 40-60-44
Web-сайт: http://www.i-bteu.by ,
Официальная группа ВКонтакте: https://vk.com/bteu_official»
Проблемы, связанные с выбором профессии
Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения.
Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:
1).Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу и родителям важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления.
2). Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными.
3).Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не
отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор.
4). Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии - на саму профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии.
5). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить
ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, взыскивать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии.
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора:
6). Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих
реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников.
7). Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции.
8). Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений;
9). Неумение разобраться, отсутствие привычки, разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.).
10). Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала.
11). Неумение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями.
Советы психолога по выбору профессии
1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выбор профессии: • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни. |
Профориентация
Как помочь ребёнку выбрать профессию
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессий
Как помочь ребёнку выбрать профессию
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
- Выбор профессии «за компанию».
- Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
- Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
- Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
- Отождествление учебного предмета с профессией.
- Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
- Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
- Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
- Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
- Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
- Определиться в своих интересах;
- Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
- Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
- Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
- Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
- Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
- Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессии, важно:
- Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу.
При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования). - Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
- Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
- Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
Выбирая профессии, важно:
- Выбирая учебное заведение:
- Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
- Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
- Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
- Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
- Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
- Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессий
Выбирая профессии, важно:
- Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
- Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
- Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
- Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы мечта его сбылась.
- Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
- Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!